Образец сочинения. Автор: Иванцов Максим

Прогулка с Фаустом

« Вотще рвалась душа моя...»

( А. Пушкин « К морю»)

 

А. Платонов как писатель теснейшими узами связан с традициями русской классической литературы, для героев которой был так характерен поиск смысла жизни, истины, рецептов общечеловеческого счастья...

Фамилия Вощева — центрального персонажа повести «Котлован» - ассоциируется со звучанием слов «вообще» и «вотще» ( напрасно). «Вообще» напоминает о главном деле жизни героя — поиске смысла существования. С «вотще» связана идея безрезультативности подобных исканий.

Герой произведения, созданного на рубеже 20-30 годов двадцатого столетия, когда правдоискательство было не слишком популярным, заявляет о том, что «без истины стыдно жить»...

Уже из первых строчек повести «Котлован» мы узнаем, что Вощева уволили с работы « вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Оказывается, герой наш «среди производства» стоял и думал « о плане общей жизни» , хотел « выдумать что-нибудь вроде счастья» ... Но в советском государстве той эпохи все планы были уже утверждены сверху и думать об иных вариантах развития событий не полагалось.

Но всегда есть люди, которые не могут не размышлять, даже если это чревато большими неприятностями. «Без думы люди действуют бессмысленно!» - справедливо замечает Вощев и уходит с завода. Но куда же идти правдоискателю в художественном мире Платонова? Он идет «куда-то», « до другого какого-нибудь города»...

В классической литературе движение героев было направлено к определенному месту в пространстве, пути же Вощева постоянно возвращают его к одной и той же точке . Хотя ему важно дойти не до конкретного места, а до сути вещей, но стоять в платоновском мире нельзя — нужно идти и в самом прямом смысле, « ступая по неизвестной дороге»... И вот появляется предположение, что истина находится на дне огромного котлована, и до нее нужно «докопаться» в прямом и переносном смыслах...

Глядя на изможденных землекопов, которые «живут ради энтузиазма», готовы работать без сна и отдыха, Вощев надеется, что смысл жизни где-то рядом, стоит копнуть глубже... Нужно строить общепролетарский дом для будущих поколений, и тогда твоя собственная жизнь уже оказывается необходимым кирпичиком в основании «Дома счастливого детства»... Правдоискатель на время остановил полет своей мысли, «смирился от истощения тяжелым грунтом», но «меланхолия его росла», ибо он, как и раньше, « не чувствовал истины жизни». Каждый вечер герой тоскует о будущем, но товарищи убеждают Вощева, что пустое и стыдное это дело — мечтать о счастье, надо лишь сберечь детей, ведь все хорошее достанется им !

И вот в бригаду землекопов попадает девочка с символическим именем Анастасия ( воскресшая). Настя — символ детства, сирота, отрекающаяся от матери «буржуйки». Ребенок заучил фразы из бессмысленных газетных статей, тупо выкрикивает словесные штампы, а взрослые с восторгом слушают привычный бред, исходящий теперь из « уст младенца»... Рабочие так растороганы при виде «сознательного» ребенка, что приняли Настю в свою «семью». И даже решено было «начать завтра рыть землю на час раньше» , чтобы приблизить срок постройки « Дома для будущих детей». Вощев тоже смотрит на девочку, «как в детстве глядел на ангела на церковной стене», и на время ему кажется, что душевный покой обретен...

Вокруг героя трудящиеся до изнеможения люди объясняют сиротке свой смысл жизни. Оказывается, взрослые пролетарии « живут для того, чтобы буржуев не было»... Если же советскому человеку « навстречу попадется истина», то он ее должен кинуть в общий организованный котел вместе с « кулацкой награбленной кофтой».

А чтобы «ликвидировать кулачество как класс», Вощев с товарищами отправляется в колхоз и снова чувствует, что потерял «покой истины внутри своей жизни».

Сцены быта крестьян, пожалуй, самые страшные в повести. Вспомним хотя бы мужика, который хочет умереть и для этого неделями лежит в гробу и лишь иногда встает, чтобы подлить масла в горящую над ним лампаду. Вспомним, как медведь с его « классовым чутьем» вынюхивает нескольких «кулацких элементов» - и их «ликвидируют вдаль», сплавляют по снежной реке на плоту...

Затосковавший Вощев возвращается к котловану. Той же ночью заболевает и умирает Настя , одна из стен котлована становится ее могилой. « Я теперь ни во что не верю!» - говорит герой после смерти девочки. Сама идея постройки «Дома будущего детства» обессмыслилась после гибели сиротки.

Эта смерть — сюжетный и смысловой итог повести. Гибель Насти означает безнравственность социального устройства того общества, которое допустило смерть ребенка. В своей основной идее А. Платонов продолжил традиции великой гуманистической литературы 19 века, в первую очередь, Ф. Достоевского.

Hosted by uCoz